И площадь виноградников
В отдельные годы в связи с неблагоприятными климатическими условиями площадь виноградников и особенно сбор винограда резко сокращались.
Так, в 1837 году было произведено меньше вина, чем в предшествовавшие несколько лет. Это было вызвано стихийными бедствиями, о чем свидетельствуют многочисленные донесения местных властей. Из Оргеева, например, сообщали, что «в 1837 году урожай винограда был менее, нежели посредственный противу 1836 и других предшествовавших годов; причиною тому холодная и сырая весна, дождливое лето и ранние осенние морозы с какими-то едкими туманами не только уменьшили урожай, но и уродившемуся воспрепятствовали совершенно возреть». Кишиневский полицмейстер писал: «. какое количество собрано винограда, даже трудно примерно привести в известность, ибо как весь был померзлый, то весьма значительная часть не собрана».
Высокоурожайный 1840 год дал более 1,9 млн. ведер вина, такой же 1853 год — 3 млн. ведер, а 1856 год — немногим более 1 млн. ведер. В 1857 году, после потери части юга, в Бессарабской области было изготовлено лишь 700 тысяч ведер. В таком резком сокращении производства немалую роль сыграли также неблагоприятные климатические условия.
По производству вина Бессарабия занимала в стране первое место. В 1840 году в крае было произведенно больше вина, чем во всех остальных губерниях России вместе взятых. В одном из официальных обзоров состояния виноделия в России отмечалось: «По распоряжению бессарабского военного губернатора в нынешний год в первый раз получены сведения о виноделии сего края. Из оных явствует, что там выделывается вина гораздо более, нежели во всей прочей России».
Существенно изменилась и география виноградарства и виноделия Бессарабии. До 1812 года, согласно сведениям, собранным русскими властями в 1852 году, виноградарство практиковалось преимущественно вдоль Прута и Днестра, где население издавна занималось земледелием, но климат менее благоприятствовал вызреванию ягод. В южной части климатические и почвенные условия были более благоприятны, но земледелие играло незначительную роль, и виноград выращивался главным образом в районе Аккермана для употребления в виде ягод. Виноделие практиковалось в крайне ограниченных размерах, в том числе у татар, занимавшихся почти исключительно скотоводством.