Структура почвенного покрова
Структура почвенного покрова и климатические условия определяли преобладание в земледелии полевых культур, создавали возможности широкого развития виноградарства, плодоводства и овощеводства, а также благоприятствовали сохранению важной роли скотоводства.
На севере края имелись благоприятные условия для выращивания зерновых культур (пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса и других), сахарной свеклы, конопли, льна, аниса, овощей, плодовых (яблок, слив, груш, вишни и других), частично табака и местных сортов винограда.
В центральной части климат и почвы также позволяли возделывать зерновые культуры, в том числе кукурузу. Кроме того, здесь выращивалось значительно больше, чем на севере, овощей, табака, винограда и фруктов (яблок, слив, абрикосов, орехов, груш, черешни и других).
На юге были благоприятные природные условия для выращивания ценных сортов пшеницы, подсолнечника, винограда, тутовых деревьев и ряда других культур.
Со временем, по мере все более интенсивного использования почв для земледелия без внесения удобрений, они теряли много гумуса, азота, калия и особенно фосфора, ухудшались их физические свойЬтва, усиливалась эрозия. Но в первой половине XIX века эти явления сказывались лишь в районах вокруг старых поселений северной и центральной частей края.
Иными были результаты использования другого естественного богатства края — леса. В прошлом он почти сплошь покрывал северную и центральную части Бессарабии и встречался даже на степном юге, в Буджаке. Д. Кантемир отмечал высокое качество молдавского дуба, использовавшегося в кораблестроении.
Но эти богатства были истощены до присоединения Бессарабии к России. В одном из документов 1816 года отмечалось, что «временное правление господарей., побуждающее их изыскивать средства к скорому их обогащению, причиною] тому, что и леса в сих краях, в прежние времена столь изобильные, ныне весьма оскудели».
Рост населения и пашенного земледелия, продажа помещиками и монастырями леса на вырубку в первые десятилетия XIX века привели к сокращению площади лесов до 255 тысяч десятин в 1840 году.
Таким образом, больше половины леса находилось в центральной части края и лишь шестая его часть — в южных уездах. В это время лес занимал около 6 процентов территории края. По обеспеченности лесом сельского населения (0,3 десятины на одного жителя) Бессарабия занимала 46-е место среди 51 губернии Европейской России.