Реформы для казны
Реформа П. Д. Киселева не внесла существенных изменений в податное обложение государственных крестьян Бессарабии. В отличие от ряда других губерний оброчная подать не была переложена с душ на землю и промыслы. Это объясняется, во-первых, тем, что налоговая реформа требовала огромной работы по измерению земли и доходов крестьян, а она была проведена прежде всего в губерниях, находившихся в более тяжелом положении, чем Бессарабия; во-вторых, косностью царской администрации, которая, несмотря на выгодность этой реформы для казны, не сумела провести ее повсеместно в жизнь. К 1855 году только в 18 губерниях была закончена работа по описи казенных земель и установлены размеры доходности этих земель, что и дало возможность переложить оброчную подать с душ на землю. Бессарабия в число этих губерний не попала.
Несколько позже были внесены в податную систему изменения, распространенные на Бессарабию. Указом Сената от 30 декабря 1861 года бир и оброк были увеличены на 5 процентов. На однодворцев как привилегированную прослойку действие этого закона не распространялось. В 1867 году оброчная подать была увеличена еще на 60 копеек серебром.
В результате этого перед реформой крестьяне платили оброк в размере 7 рублей 5 копеек серебром с семейства и 63 копеек серебром с бурлака, а также бир в размере 3 рублей 60 копеек серебром как с семейства, так и с бурлака. Оброк был увеличен в таком же размере, как и в центральных губерниях (по минимальному пятипроцентному увеличению), но государственная подать повышена почти на 26 процентов (с 2 рублей 86 копеек до 3 рублей 60 копеек серебром), чего в центральных губерниях не наблюдалось. Основная масса бессарабских государственных крестьян на протяжении всего рассматриваемого периода по размерам платежей находилась на уровне высокооблагаемых губерний России.