Рост феодальной эксплуатации
Царане подвергались эксплуатации не только помещиками и монастырями, но и феодальным государством. Было бы, однако, ошибочным считать, что усиление вотчинной эксплуатации крестьян бессарабскими помещиками после 1812 года было адекватным общему росту феодальной эксплуатации. Норма последней в целом не увеличилась в той же мере, в какой выросла эксплуатация крестьян в поместье, включая барщину. Произошло это потому, что (как будет показано далее) централизованная система феодальной эксплуатации крестьян не увеличилась, а, наоборот, сократилась.
Все же гнет феодального государства, лежавший на царанском населении края, был тяжелым.
При вступлении русских войск в пределы Бессарабии часть прежних податей и налогов была отменена. Вместо них, по свидетельству местной администрации, «. собирались с жителей деньги на мясную для войск порцию и сверх того поставляли они натурою для них разного рода провиант, также сено для лошадей, подводы, дрова и камыш для отапливания госпиталей и квартир, что все составляло втрое больше прежде платимого ими бира».
Население мирилось с этими сборами и повинностями, так как они были легче прежнего податного бремени и вызывались потребностями борьбы против невыносимого турецкого гнета.
После присоединения Бессарабии к России царане, как и все податные сословия, были освобождены от ряда государственных податей, налогов и повинностей на 3 года, а затем еще на 2 года. Однако были случаи, когда уездные чиновники «по традиции» собирали отмененные налоги в свою пользу.
Налоговое обложение, введенное в 1817 году, предусматривало уплату. царанами пяти видов налогов, общий размер которых был значительно меньше платежей при турецко-фанариотском режиме. Таковы: бир — государственная посемейная подать в размере 15 левов; гоштина — налог в размере 4,5 пара с головы овец и коз; дижма — налог на свиней и пчел в размере 8 пара с улья и головы; вадрарит — налог на вино в размере 4 пара с ведра; погонарит — налог на по сев табака в размере 1,5 аспра с погона.