Помещичьи виноградники
Как показывает таблица, помещичьи виноградники по своим размерам намного превышали крестьянские. В среднем на один помещичий виноградник в Бендерском уезде приходилось до 6,6 тысячи кустов, в Хотинском, Сорокском, Кишиневском и Кагульском уездах — около 1000 кустов, а в Оргеевском — около 600 кустов. Такие виноградники имели промышленное значение. Крестьянские виноградники насчитывали в среднем от 30 до 40 кустов. Сохранились сведения о размерах виноградников горожан Измаила в 1826 году. Они свидетельствуют, что большинство из них имело не менее 500 кустов.
Можно полагать, что первые три категории владельцев использовали ягоды и вино в основном для собственного потребления. Все последующие, несомненно, сбывали ягоды и вино на рынке и получали значительные доходы.
На протяжении 50 лет после 1812 года агротехника виноградарства и техника виноделия значительно улучшились, но в разных районах и в хозяйствах различных категорий не в одинаковой мере. В царанских и резешских хозяйствах северных и центральных уездов, сильнее других испытывавших феодальный гнет, малоземелье, недостаток рабочего скота и земледельческих орудий, упомянутые изменения происходили очень медленно.
В помещичьих хозяйствах, имевших более товарный характер и располагавших денежными средствами, уже к концу первой четверти XIX века, обнаружились положительные новшества. В хозяйственном обзоре Бельцкого уезда Р. СоШальский отмечал: «виноделием занимаются более прочих резеши (крестьяне, живущие на собственных землях), и как род лоз, так и способ обрабатывания остаются у них одни и те же, нимало не улучшается; но помещики стараются усовершенствовать то и другое, почему и достоинство получаемого ими вина гораздо выше крестьянского».
На более высоком техническом уровне велись хозяйства крупных землевладельцев, зажиточных колонистов, горожан и государственных крестьян южных уездов, лучше приспособившихся к рыночным условиям, располагавших значительными денежными средствами, менее связанных рутинными традициями виноградарства и виноделия. Представитель Министерства государственных имуществ, командированный в Бессарабию в 1851 году, писал, что после присоединения Бессарабии к России «виноделие северное не изменилось; в южной же части Днестра стали, в турецких виноградниках, выделывать вина замечательной доброты, по причине лучшей местности и больших средств производителей».