Земские повинности
Основная масса мазыл исполняла обязанности кэлэрашей — нижних полицейских служителей. С течением времени права мазылов все более и более ограничивались. Так, земская полиция нередко принуждала их к выполнению поручений, не соответствовавших их званию, подвергала телесному наказанию. С 1828 года по распоряжению Бессарабского областного правления мазылы обязаны были уплачивать земские повинности и вносить другие сборы «. наравне с обывателями — бирниками».
Постепенно уменьшалась численность мазыл. Одни из них за различные проступки причислялись к сословию царан, другие разорялись и растворялись в смежных сословных группах. Мазылы жаловались на то, что «ныне, можно сказать, осталось им одно только голое название означенных (то есть привилегированных. — Авт.) сословий., а они, мазылы, остались ныне в самом жалком положении, ибо сколько боярское или дворянское сословие возвысилось, столько же права их от времени до времени начали упадать, так что наконец различие между мазылами и ими (то есть боярами и дворянами.— Авт.) дошло до того, что они начали считать себя фамилиями особенно высокими, а мазылы дошли до такого состояния, что даже не смеют называться происходящими от одного с ними корня, между тем как в Молдавии в прошедшие времена бояре назывались мазылами».
Согласно восьмой переписи, в крае насчитывалось 7726 мазыл мужского пола.
Близки к мазылам по своему экономическому и правовому положению были рупташи. Ранее, в XVII—XVIII вв., все лица, которым устанавливалась фиксированная раз и навсегда квота податей, становились фактически рупташами. Так что эта категория представляла собой пестрый конгломерат жителей. После освобождения Бессарабии в 1812 году местная администрация придала этому термину специфическое понимание. В официальных материалах XIX века они получили следующую характеристику: «Рупташи, происходящие от духовенства, то есть дети священников, оставшиеся в светском звании, по древним правилам и обычаям всегда сохраняли это наименование и в достоинстве своем равняются мазылам».