Посевные площади
Из таблицы видно, что, во-первых, значительно расширились посевные площади всех категорий хозяйств (в среднем на 44 процента), но больше всего у царан. Это объясняется, главным образом, более быстрым ростом численности этой прослойки населения, вынужденной для обеспечения себя хлебом увеличивать посевы за счет пастбищ; во-вторых, урожайность больше всего возросла в помещичьих хозяйствах. Их посевные площади расширились на 33 процента, а валовой сбор — на 44 процента. Таким образом, общий сбор зерна увеличился за счет повышения урожайности у помещиков на П процентов, у государственных крестьян, колонистов и дунайских казаков — на 6 процентов, а у царан, при общем увеличении валового сбора зерна на 62 процента, урожайность снизилась на один процент.
Следовательно, вывод М. П. Мунтяна о том, что «урожайность зерновых культур в помещичьих хозяйствах была несколько ниже царанских посевов», не соответствует действительности. Он является следствием применения автором неправильной методики расчетов.
Таким образом, по сравнению со средними урожаями зерновых в Европейской России урожаи в Бессарабии были почти в полтора раза выше.
В отдельные годы Бессарабия по урожайности зерновых занимала одно из первых мест в стране. Сохранились, например, сведения, что в 1847 году, когда урожайность в крае составляла лишь «сам-3,8», Бессарабия находилась на девятом месте среди 47 губерний Европейской России.
Такое положение объясняется не только более благоприятными, чем в ряде других губерний, почвенно-климатическими условиями, но и отсутствием крепостной зависимости крестьянского населения, большим применением современных орудий и наемного труда, лучшим обеспечением землей ряда прослоек сельского населения — государственных крестьян, колонистов, казаков.