Значение крупного рогатого скота как тягловой силы
Решающее значение крупного рогатого скота как тягловой силы обусловило сравнительно слабое развитие в крае коневодства.
В 1841 году предводитель дворянства Бессарабской области Стурдза сообщал новороссийскому генерал-губернатору, что бессарабские земледельцы извозом тяжестей на лошадях почти не занимаются, а пахота земли производится исключительно рогатым скотом, который употребляется и для промышленных перевозок; лошадей держат, писал он, немногие земледельцы и то из числа зажиточных; они употребляют их повсеместно для поездок налегке и главноедля молотьбы хлеба. Лошади у местных жителей плохие. «. На эту статью хозяйственного благоустройства они не обращают внимания».
В последующие десять лет положение изменилось мало, хотя поголовье лошадей увеличилось.
В официальных материалах о состоянии коннозаводства в Бессарабии в 1851 году также отмечалось, что лошади используются для легкой езды и вымолота хлеба. «Для промышленности же, сообразно краю, лошади требуются более для разъездов в тяжелых экипажах, для верховой езды и для разной хозяйственной работы».
Вследствие ограниченного использования лошадей на полевых работах, а также того обстоятельства, что волы выращивались и для продажи на мясо, поголовье первых было значительно меньше поголовья вторых. По количеству лошадей на 100 жителей Бессарабия занимала лишь 46-е место среди 50 губерний Европейской России. Во второй половине 50-хгодов в соседней Подольской губернии на 100 душ населения приходилось 16,8, а на 100десятин земли — 3 лошади; в Бессарабской области — соответственно 10,1 и 2,1.